Gallery
Dioramas and Vignettes
The trieres
Close fight of two ancient trieres. Zvezda models and paints.
Work Discussion (comments: 45)
17.08.07 [04:59]
Константин Чиганов ( Красноярск )
Отличная идея! Вот одно, паруса в таком бою - обычно преследователи старались "перехватить ветер" у жертвы, да и просто по разному развернутые паруса (может, один - полуспущенный) смотрелись бы живее...
Но впечатляет задумка,да.
Но впечатляет задумка,да.
17.08.07 [09:08]
Курганов Михаил ( Москва )
Идея прекрасная. Смотрится здорово. Жаль, что нет фрагментов, тогда можно было бы полнее оценить работу.
С Уважением.
С Уважением.
17.08.07 [09:11]
Александр Иванов ( Израильская АССР )
Очень здорово смотрится. Жаль, на фото "человечков" не видать.
17.08.07 [11:44]
Редактор ( Ленинград )
Все Бэст! Но, ИМХО, мачты надо было рубить или, хотя бы, паруса спустить/убрать. Пластиковые из комплекта в данном случае смотрятся неестественно. Кроме того, тактика того времени предусматривала маневрирование на веслах с последующим таранным ударом, либо уничтожения весел противника (лишения его хода) и последующего абордажа. Парус здесь только мешал бы.
Повторюсь, задумка, оформдение подставки (канатом), вода, обломки и люди в воде (!!!) просто супер. Хотелось бы покрупнее фото экиажа.
Повторюсь, задумка, оформдение подставки (канатом), вода, обломки и люди в воде (!!!) просто супер. Хотелось бы покрупнее фото экиажа.
17.08.07 [11:51]
Александр Иванов ( Израильская АССР )
Редактор, А разве всегда маневр удавался? По-моему, могло быть всякое.
17.08.07 [12:00]
Алексей Фоминых ( Йошкар-Ола )
Супер! Очень зрелищно, исполнение на высоком уровне. Отдельный респект за оригинальное решение с оформлением.
17.08.07 [12:12]
Derevyankin ( С-Петербург )
Здоровские задумка и исполнение. Особенно порадовал мужик на плавающий на обломках. Основание сделано стильно.
Хочется поближе разглядеть человечков, сцены боя.
Хочется поближе разглядеть человечков, сцены боя.
17.08.07 [12:54]
Inkognitov ( Кумертау )
Хорошо. Только отсутствие кильватерного следа при полных парусах немного портит общее впечатление.
17.08.07 [13:43]
Yarik ( Москва )
Конечно же здорово. Но вот что интересно что работы Алексея так поздно к нам пришли... Ведь печатался в журнале "Стендовый моделизм", а у нас только в последнее время стал появляться...
Вообщим ждёмс серию "Танков в рамке"
Вообщим ждёмс серию "Танков в рамке"
17.08.07 [16:34]
Rotmistr ( Питер )
Вах, ЗДОРОВО , прям Айвазовский, люблю водичку!!!
Паруса и смотрятся хорошо, и вполне к месту, если это бой-преследование, а не встречное сражение с маневрированием.
А кильватерного следа в такой ситуации и не может быть, раз они уже сцепились и дрейфуют по ветру .
Очень хотелось бы узнать у автора подробнее про изготовление воды! Я тоже использую герметик, но такой «живой» прозрачной и искрящейся воды у меня не получается !
Паруса и смотрятся хорошо, и вполне к месту, если это бой-преследование, а не встречное сражение с маневрированием.
Inkognitov Wrote:Только отсутствие кильватерного следа при полных парусах немного портит общее впечатление.
А кильватерного следа в такой ситуации и не может быть, раз они уже сцепились и дрейфуют по ветру .
Очень хотелось бы узнать у автора подробнее про изготовление воды! Я тоже использую герметик, но такой «живой» прозрачной и искрящейся воды у меня не получается !
17.08.07 [16:39]
Yarik ( Москва )
Rotmistr, почитай "стендовый моделиз" там подробно описан процесс изготовления работы
17.08.07 [18:10]
Редактор ( Ленинград )
А в каком нУмере "СМ" можно почитать про изготовление водички из силикона? Я пытался сделать некогда подобное, получилось на-а-а-а-а-амного хуже.
17.08.07 [18:29]
SKL ( Москва )
Rotmistr
"...А кильватерного следа в такой ситуации и не может быть, раз они уже сцепились и дрейфуют по ветру..."
Обратите внимание на то, что все паруса полностью наполнены. Дрейф - это несколько иное.
"...А кильватерного следа в такой ситуации и не может быть, раз они уже сцепились и дрейфуют по ветру..."
Обратите внимание на то, что все паруса полностью наполнены. Дрейф - это несколько иное.
17.08.07 [19:09]
Kas ( Москва )
Все здорово
Однако,основание надо было сделать пошире, тогда смотрелось бы действительно круто
А так, впечатление, что веслами по багету скребут
Но смотрется вода превосходно
Однако,основание надо было сделать пошире, тогда смотрелось бы действительно круто
А так, впечатление, что веслами по багету скребут
Но смотрется вода превосходно
17.08.07 [19:34]
Александр Иванов ( Израильская АССР )
SKL, Почему же? Ведь дрейф и есть смещение судна с курса под действием ветра, верно? А если паруса не спустили, то они, так сказать, помогают дрейфу , имхо, фактической ошибки в словах ув. Ротмистра нет.
17.08.07 [19:42]
Derevyankin ( С-Петербург )
Александр прав.
По Ушакову
Лечь в дрейф (о парусном судне) - остаться неподвижно на одном месте (с помощью соответственного расположения парусов).
По БСЭ
Дрейф судна - (от голл. drijven - плавать, гнать), смещение движущегося судна с линии заданного курса под воздействием ветра и волн. Д. с. характеризуется углом дрейфа (между продольной осью судна и направлением его действительного перемещения). Д. с. учитывают при счислении пути судна. "Лечь в дрейф" - удерживать судно на месте, компенсируя действие ветра и волн с помощью двигателя, парусов, плавучего якоря и др . Д. с. называется также перемещение судна при неработающем двигателе под влиянием ветра или течения (например, когда якорь "ползёт" по грунту).
По Брокгаузу и Ефрону
Лечь в дрейф - поставить паруса так, чтобы продольные составляющие давления ветра у различных парусов уничтожались друг с другом для того, чтобы остаться на одном месте.
По Ушакову
Лечь в дрейф (о парусном судне) - остаться неподвижно на одном месте (с помощью соответственного расположения парусов).
По БСЭ
Дрейф судна - (от голл. drijven - плавать, гнать), смещение движущегося судна с линии заданного курса под воздействием ветра и волн. Д. с. характеризуется углом дрейфа (между продольной осью судна и направлением его действительного перемещения). Д. с. учитывают при счислении пути судна. "Лечь в дрейф" - удерживать судно на месте, компенсируя действие ветра и волн с помощью двигателя, парусов, плавучего якоря и др . Д. с. называется также перемещение судна при неработающем двигателе под влиянием ветра или течения (например, когда якорь "ползёт" по грунту).
По Брокгаузу и Ефрону
Лечь в дрейф - поставить паруса так, чтобы продольные составляющие давления ветра у различных парусов уничтожались друг с другом для того, чтобы остаться на одном месте.
17.08.07 [20:25]
SKL ( Москва )
"..."Лечь в дрейф" - удерживать судно на месте, КОМПЕНСИРУЯ ДЕЙСТВИЕ ВЕТРА и волн с помощью двигателя, парусов, плавучего якоря и др..."
"... Лечь в дрейф - поставить паруса так, чтобы продольные составляющие давления ветра У РАЗЛИЧНЫХ ПАРУСОВ УНИЧТОЖАЛИСЬ ДРУГ ДРУГОМ..."
А теперь ещё раз внимательно посмотрите на то, что показано на диораме.
Если у судов ВСЕ паруса ПОЛНОСТЬЮ наполнены ветром, это что значит, что они «лежат в дрейфе»? Ну, не иначе там такое мощное течение, что только под всеми парусами при очень приличном ветре (судя по вымпелам) и можно удержаться на месте
Или может все паруса подняты для компенсации силы ветра (как сказано выше)?
"... Лечь в дрейф - поставить паруса так, чтобы продольные составляющие давления ветра У РАЗЛИЧНЫХ ПАРУСОВ УНИЧТОЖАЛИСЬ ДРУГ ДРУГОМ..."
А теперь ещё раз внимательно посмотрите на то, что показано на диораме.
Если у судов ВСЕ паруса ПОЛНОСТЬЮ наполнены ветром, это что значит, что они «лежат в дрейфе»? Ну, не иначе там такое мощное течение, что только под всеми парусами при очень приличном ветре (судя по вымпелам) и можно удержаться на месте
Или может все паруса подняты для компенсации силы ветра (как сказано выше)?
18.08.07 [00:12]
Дмитрий Шишков ( Мурманск )
Ходя в море 6 лет штурманом я видел такие волны только непосредственно вблизи берега,где-то миля,при таком напряжении такелажа, минут 10 боя...не долго,а в дрейфе лежать под наполнеными ветром парусами это как? А диорама просто супер! Море настоящее! Автору респект!
18.08.07 [01:04]
SKL ( Москва )
Дмитрий Шишков
"...а в дрейфе лежать под наполнеными ветром парусами это как?..."
Ну, слава Богу, хоть один моряк появился!
А то, с кем тут только уже не консультировались - и с Брокгаузом и с БСЭ....
"...а в дрейфе лежать под наполнеными ветром парусами это как?..."
Ну, слава Богу, хоть один моряк появился!
А то, с кем тут только уже не консультировались - и с Брокгаузом и с БСЭ....
18.08.07 [01:23]
Derevyankin ( С-Петербург )
SKL, прокололся немного.
Дмитрий Шишков, вы много плавали под парусом?
Дмитрий Шишков, вы много плавали под парусом?
18.08.07 [09:44]
Ezdok ( Tanggu )
Очень красиво и очень стильно.
Возникло несколько вопросов:
– почему триеры теряют весла с внешних (свободных) бортов?
– переходной мостик – какова вероятность на ходу, притом, что как видно он является единственной деталью скрепляющей корабли, что он не вырвет леера и не уйдет в море?
– весла с внутренних бортов – не уверен конечно, но мне кажется, что логично при сближении судов было бы весла убрать, погоня уже вроде как завершилась, так какой смысл подвергать весла и гребцов опасности, тем более, что при таком сближении кораблей, веслами ИМХО работать становится затруднительно.
Возникло несколько вопросов:
– почему триеры теряют весла с внешних (свободных) бортов?
– переходной мостик – какова вероятность на ходу, притом, что как видно он является единственной деталью скрепляющей корабли, что он не вырвет леера и не уйдет в море?
– весла с внутренних бортов – не уверен конечно, но мне кажется, что логично при сближении судов было бы весла убрать, погоня уже вроде как завершилась, так какой смысл подвергать весла и гребцов опасности, тем более, что при таком сближении кораблей, веслами ИМХО работать становится затруднительно.
18.08.07 [09:46]
Дмитрий Шишков ( Мурманск )
Derevyankin,мне посчастливилось ходить под парусом на барке "СЕДОВ" и участвовать в регате "Cutty Sark"
18.08.07 [18:58]
Александр Иванов ( Израильская АССР )
Дмитрий Шишков, Ну почему? "лечь в дрейф" и "дрейфовать" - разве одно и то же? Никто не говорил ведь о том, что корабли лежат в дрейфе, а лишь высказали теорию - корабли сошлись для боя, сцепились веслами и теперь, будучи не в силах быть контролируемыми, дрейфуют, сиречь смещаются под действием ветра, о наличии которого свидетельствуют наполненные паруса... Что неверно-то? Вроде Ротмистр все правильно сказал, логично.
SKL, и с Ушаковым и с Брокгаузом (и примкнувшим к нему Ефроном) многие умные люди сверяются, верно? Крамолы в этом ведь нет, да и пояснения для слов в своих словарях они не с потолка брали... Понятно, иногда хочется быть святее папы римского, но... не всегда удается
SKL, и с Ушаковым и с Брокгаузом (и примкнувшим к нему Ефроном) многие умные люди сверяются, верно? Крамолы в этом ведь нет, да и пояснения для слов в своих словарях они не с потолка брали... Понятно, иногда хочется быть святее папы римского, но... не всегда удается
18.08.07 [19:17]
Дмитрий Шишков ( Мурманск )
Александр Иванов,судно дрейфует всегда относительно истинного курса под действием течения,ветра, кильваторная струя какая никакая должна быть в любом случае.Даже судно лежащее в дрейфе образует след.
18.08.07 [21:13]
SKL ( Москва )
Александр Иванов
"...корабли сошлись для боя, сцепились веслами и теперь, будучи не в силах быть контролируемыми, дрейфуют, сиречь смещаются под действием ветра, о наличии которого свидетельствуют наполненные паруса... Что неверно-то?..."
Александр, а Вы не забыли с чего диспут начался?
"...Что не верно-то?..."
А то, что если они "лежат в дрейфе", то какие нафиг наполненные паруса?
А если они «...смещаются под действием ветра...», то тогда где кильваторный след? Скорость то "смещения" у них не слабая должна быть – ведь под всеми парусами шпарят!
"...SKL, и с Ушаковым и с Брокгаузом (и примкнувшим к нему Ефроном) многие умные люди сверяются, верно? Крамолы в этом ведь нет, да и пояснения для слов в своих словарях они не с потолка брали... "
Всё верно, только мы здесь разбираем не нюансы этого слова, а конкретную ситуацию. И при всём моём уважении к составителям толковых словарей, я очень сомневаюсь, что они смогли бы обяснить такой казус - корабли идут под полными парусами, а кильваторного следа нет.
"...корабли сошлись для боя, сцепились веслами и теперь, будучи не в силах быть контролируемыми, дрейфуют, сиречь смещаются под действием ветра, о наличии которого свидетельствуют наполненные паруса... Что неверно-то?..."
Александр, а Вы не забыли с чего диспут начался?
"...Что не верно-то?..."
А то, что если они "лежат в дрейфе", то какие нафиг наполненные паруса?
А если они «...смещаются под действием ветра...», то тогда где кильваторный след? Скорость то "смещения" у них не слабая должна быть – ведь под всеми парусами шпарят!
"...SKL, и с Ушаковым и с Брокгаузом (и примкнувшим к нему Ефроном) многие умные люди сверяются, верно? Крамолы в этом ведь нет, да и пояснения для слов в своих словарях они не с потолка брали... "
Всё верно, только мы здесь разбираем не нюансы этого слова, а конкретную ситуацию. И при всём моём уважении к составителям толковых словарей, я очень сомневаюсь, что они смогли бы обяснить такой казус - корабли идут под полными парусами, а кильваторного следа нет.
19.08.07 [16:57]
Inkognitov ( Кумертау )
Rotmistr, кильватерный след есть всегда - понаблюдайте за яхтами на регатах...
Автор, как делал море - жаешь статью в мастерскую!
Автор, как делал море - жаешь статью в мастерскую!
19.08.07 [18:03]
Игорьок ( Украина )
Ну полые паруса от ветра , ну нет кильватерного следа. Зато вада на диораме очень класная.Да и диорамка супер.
20.08.07 [10:01]
Алексей NN ( г.Нижний Новгород )
Алексей Американов работа хорошая, но хотелось бы увидеть свежие, еще не публиковавшиеся в журналах, уверен такие уже есть.
21.08.07 [17:01]
Rotmistr ( Питер )
Ого, какие споры про дрейф, ну придется и мне ответить!
Я занимаюсь парусным спортом уже 19 лет, так что кое-чего повидал .
Под термином “Лечь в дрейф” (действие) подразумевается, весьма сложный для парусников, УПРАВЛЯЕМЫЙ маневр. А вот «дрейфовать» (состояние) можно не только сознательно, но и в результате какой-то аварии. В данном случае сцепившиеся корабли неуправляемо «дрейфуют», неубранные паруса наполнены, а скорость дрейфа слишком мала для образования видимого на такой волне кильватерного следа. Так что, на мой взгляд, автор работы изобразил ситуацию совершенно правильно!
Я занимаюсь парусным спортом уже 19 лет, так что кое-чего повидал .
SKL Wrote:... мы здесь разбираем не нюансы этого слова, а конкретную ситуацию. И при всём моём уважении к составителям толковых словарей, я очень сомневаюсь, что они смогли бы обяснить такой казус - корабли идут под полными парусами, а кильваторного следа нет.
Под термином “Лечь в дрейф” (действие) подразумевается, весьма сложный для парусников, УПРАВЛЯЕМЫЙ маневр. А вот «дрейфовать» (состояние) можно не только сознательно, но и в результате какой-то аварии. В данном случае сцепившиеся корабли неуправляемо «дрейфуют», неубранные паруса наполнены, а скорость дрейфа слишком мала для образования видимого на такой волне кильватерного следа. Так что, на мой взгляд, автор работы изобразил ситуацию совершенно правильно!
21.08.07 [17:14]
SKL ( Москва )
Rotmistr
"...неубранные паруса наполнены, а скорость дрейфа слишком мала для образования видимого на такой волне кильватерного следа..."
Это как это?
Учитывая водоизмещение этих судов, как могут такие махины (даже если и назвать их перемещение, "дрейфом" под ПОЛНЫМИ парусами в сильный ветер) не оставлять на воде вообще никакого следа?
Может в то время законы физики не действовали?
"...Я занимаюсь парусным спортом уже 19 лет, так что кое-чего повидал..."
И что, за 19 лет были случаи, когда большая яхта, НАПОЛНИВ ВСЕ ПАРУСА, "дрейфовала" по воде, как по стеклу?
Увидев такое, я думаю, любой мореман поёжится - уж не "Летучий голландец" ли пожаловал?
"...неубранные паруса наполнены, а скорость дрейфа слишком мала для образования видимого на такой волне кильватерного следа..."
Это как это?
Учитывая водоизмещение этих судов, как могут такие махины (даже если и назвать их перемещение, "дрейфом" под ПОЛНЫМИ парусами в сильный ветер) не оставлять на воде вообще никакого следа?
Может в то время законы физики не действовали?
"...Я занимаюсь парусным спортом уже 19 лет, так что кое-чего повидал..."
И что, за 19 лет были случаи, когда большая яхта, НАПОЛНИВ ВСЕ ПАРУСА, "дрейфовала" по воде, как по стеклу?
Увидев такое, я думаю, любой мореман поёжится - уж не "Летучий голландец" ли пожаловал?
21.08.07 [17:48]
Rotmistr ( Питер )
SKL Wrote:И что, за 19 лет были случаи, когда большая яхта, НАПОЛНИВ ВСЕ ПАРУСА, "дрейфовала" по воде, как по стеклу?
Увидев такое, я думаю, любой мореман поёжится - уж не "Летучий голландец" ли пожаловал?
Я Вам даже больше скажу, я видел как яхта на всех парусах (красиво наполненных ветром) шла против ветра кормой вперед – течение было сильнее ветра !
SKL Wrote:Учитывая водоизмещение этих судов, как могут такие махины (даже если и назвать их перемещение, "дрейфом" под ПОЛНЫМИ парусами в сильный ветер) не оставлять на воде вообще никакого следа?
Может в то время законы физики не действовали?
А с чего Вы взяли, что эти триеры вообще движутся ? Парус для них являлся вспомогательным движителем, корабли действительно большие, как Вы написали, махины, сцепились на несколько различающихся курсах, гребцам уже не до гребли – гораздо логичнее предположить, что скорость этого «кривого катамарана» мала. А пена кильватерного следа, если и есть, то настолько незначительна, что на такой волне просто не видна, да и должна сноситься ветром под корму.
Заметьте что я ничего не «допридумываю», а только описываю то, что изображено в этой замечательной работе.
Еще раз подчеркиваю, наполненные паруса не показатель скорости корабля!!!
21.08.07 [18:08]
SKL ( Москва )
"...Я Вам даже больше скажу, я видел как яхта на всех парусах (красиво наполненных ветром) шла против ветра кормой вперед – течение было сильнее ветра..."
И очевидно тоже при этом следов на воде не оставалось?
Хороший пример! Главное - в тему!
Ладно, коль Вам так угодно - на диораме всё показано верно!
Мир! Дружба! Всеобщее равенство! Братство!
Ура!!!
И очевидно тоже при этом следов на воде не оставалось?
Хороший пример! Главное - в тему!
Ладно, коль Вам так угодно - на диораме всё показано верно!
Мир! Дружба! Всеобщее равенство! Братство!
Ура!!!
21.08.07 [18:40]
Derevyankin ( С-Петербург )
[quote="SKL]И очевидно тоже при этом следов на воде не оставалось?
[/quote]
Паруса стоят, следа не видно (рис. 5 и 9)
http://www.xlegio.ru/pubs/goncharuk/ant ... gation.htm
Если Вы желаете, признаем, что показано не верно!
Ура, ура, ура!!!
[/quote]
Паруса стоят, следа не видно (рис. 5 и 9)
http://www.xlegio.ru/pubs/goncharuk/ant ... gation.htm
Если Вы желаете, признаем, что показано не верно!
Ура, ура, ура!!!
23.08.07 [01:49]
Александр Краснов ( Крым )
Первый раз с интересом смотрел на диораму 1/72.Разорванный развевающийся парус был бы крут.
27.08.07 [21:31]
Новиков Никита ( Москва,Россия )
Все работы этого автора были гораздо раньше опубликованы в разных номерах Стендового Моделизма.
28.08.07 [10:38]
kygh_reaghe ( г. Киев )
Исполнение - супер. Жаль, нельзя оценить покрас фигурок. А что с историчностью? Римляне времен поздней республики/ранней империи рубяться с греками 5-го века до н.э. (мечники поголовно носят закрытые коринфийские шлемы...) Не лучше ли было взять пехоту республиканского Рима и карфагенскую пехоту от той же Звезды?
29.08.07 [09:44]
captBlood ( Россия )
на фото http://diorama.ru/gallery/dioramas/1100/photo3/ рассмотрел ГИТОВЫ! 4 блока прикреплённых к рею с внутренней стороны паруса и концы. Но у триер их не было и быть не могло. Рей при отсутсвии необходимости в парусе просто опускали вниз. Рей крепился топенантами и управлялся брасами. И блоки надо крепить ближе, почти вплотную к рею и мачте - сторп должен быть короче.
Ещё бы перты приделал.
Ещё бы перты приделал.
29.08.07 [10:48]
Rotmistr ( Питер )
captBlood Wrote:на фото http://diorama.ru/gallery/dioramas/1100/photo3/ рассмотрел ГИТОВЫ! 4 блока прикреплённых к рею с внутренней стороны паруса и концы. Но у триер их не было и быть не могло. Рей при отсутсвии необходимости в парусе просто опускали вниз. Рей крепился топенантами и управлялся брасами. И блоки надо крепить ближе, почти вплотную к рею и мачте - сторп должен быть короче.
Ещё бы перты приделал.
Вы видимо специалист в античном мореплавании (без сарказма). Я в этом вопросе не силен , но модели эти меня очень заинтересовали, поэтому позвольте с Вами подискутировать, если тут есть ошибки не хочу их повторить в своей работе. Вот тут есть изображения с парусом взятым на гитовы http://www.xlegio.ru/trirema.htm кроме того, не совсем понятно как можно безопасно спустить такой большой парус, если он будет свободно развиваться по ветру.
29.08.07 [11:41]
captBlood ( Россия )
Хочется извинится за излишнюю резкость перед автором работы.
Не то что бы я был специалистом, но парусный флот меня интересует довольно давно. Гитовы в таком виде как сделано на диораме появились намного позже.
Если Вы ввиду картинку на http://www.xlegio.ru/trier01.htm такая конструкция могла иметь место. Но согласитесь то что на картинке http://www.xlegio.ru/ships/11-romantrireme.jpg и то что на диораме отличаются довольно сильно. Это больше похоже на конструкцию римской шторы.
Теперь на Ваш вопрос.
Вариант 1. Парус убирали при отсутсвии ветра - штиль. В таком случае ничто не мешает спокойной опустить рей на топенантах и свернуть парус и снова поднять рей. Или, встречал и такой вариант, уложить его вдоль палубы.
Вариант 2. Парус убирали при наличии ветра. В таком случае разворачивали рей или судно (оно ведь гребное) так чтобы ветер был направлен перпедникулярно парусу, и теперь опять ничто не мешает спокойной убрать его.
Вариант 3. Экстренный. При внезапно налетевшем шторме, а в Средиземном море это обычное дело, просто перерубали концы топенантов и, по возможности, убирали парус или просто выбрасывали его за борт. Во всяком случае поморы в Архангельской области на кочах и лодьях, и викинги поступали именно так.
Впрочем, возможны варианты - ведь столько лет прошло.
Не то что бы я был специалистом, но парусный флот меня интересует довольно давно. Гитовы в таком виде как сделано на диораме появились намного позже.
Если Вы ввиду картинку на http://www.xlegio.ru/trier01.htm такая конструкция могла иметь место. Но согласитесь то что на картинке http://www.xlegio.ru/ships/11-romantrireme.jpg и то что на диораме отличаются довольно сильно. Это больше похоже на конструкцию римской шторы.
Теперь на Ваш вопрос.
Вариант 1. Парус убирали при отсутсвии ветра - штиль. В таком случае ничто не мешает спокойной опустить рей на топенантах и свернуть парус и снова поднять рей. Или, встречал и такой вариант, уложить его вдоль палубы.
Вариант 2. Парус убирали при наличии ветра. В таком случае разворачивали рей или судно (оно ведь гребное) так чтобы ветер был направлен перпедникулярно парусу, и теперь опять ничто не мешает спокойной убрать его.
Вариант 3. Экстренный. При внезапно налетевшем шторме, а в Средиземном море это обычное дело, просто перерубали концы топенантов и, по возможности, убирали парус или просто выбрасывали его за борт. Во всяком случае поморы в Архангельской области на кочах и лодьях, и викинги поступали именно так.
Впрочем, возможны варианты - ведь столько лет прошло.